24 Октября 2017
О необходимости внесения в ЕГРН сведений о границах зон охраны объекта культурного наследия

На протяжении уже нескольких лет возникают конфликты в связи со строительством землепользователями объектов недвижимого имущества в охранных зонах объектов культурного наследия.
Часто собственники земельных участков даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом, только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры, или органы местного самоуправления обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.
Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в Единый реестр недвижимости (ЕГРН).
Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зоны охраны объектов культурного наследия являются зонами с особыми условиями использования территории. К ним применяются нормы соответствующего законодательства и устанавливаются на основании требований законодательства*.
Такие охранные зоны имеют свои границы, прохождение которых определяется в соответствии с действующим законодательством и подлежит описанию и внесению в ЕГРН. Как правило, не входят в границы объекта, требующего охраны, или объекта, от воздействия которого необходима охрана. Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются на территории, сопряженной с ними, вокруг объектов. На зоны охраны объектов культурного наследия накладывают правовые ограничения на использование объектов недвижимости. Проект зон охраны объекта культурного наследия определяет режим использования соответствующих земель и градостроительные регламенты соответствующей территории. Разработку таких проектов организуют органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления. Разработка проектов осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков. Основанием для утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон является положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Границы, режимы
использования земель и градостроительные регламенты и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Согласно официальным данным**, представленным Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, на территории области на государственной охране находится 1113 объектов культурного наследия (без учета выявленных объектов культурного наследия), утверждены 594 границ территорий и 528 границ зон охраны объектов культурного наследия.
На сегодняшний день в ЕГРН внесено 360 зон охраны объектов культурного наследия и 326 территорий объектов культурного наследия.
Хочется отметить, что для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также соблюдения вышеперечисленных норм, требований и правил действующего законодательства органам охраны культурного наследия необходимо не только устанавливать границы зон охраны объекта культурного наследия, но и вносить сведения о них в ЕГРН.
*ст. 34 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановление №315 от 26.04.2008г. «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ».
**По состоянию на 10.08.2017.
Часто собственники земельных участков даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом, только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры, или органы местного самоуправления обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.
Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в Единый реестр недвижимости (ЕГРН).
Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зоны охраны объектов культурного наследия являются зонами с особыми условиями использования территории. К ним применяются нормы соответствующего законодательства и устанавливаются на основании требований законодательства*.
Такие охранные зоны имеют свои границы, прохождение которых определяется в соответствии с действующим законодательством и подлежит описанию и внесению в ЕГРН. Как правило, не входят в границы объекта, требующего охраны, или объекта, от воздействия которого необходима охрана. Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются на территории, сопряженной с ними, вокруг объектов. На зоны охраны объектов культурного наследия накладывают правовые ограничения на использование объектов недвижимости. Проект зон охраны объекта культурного наследия определяет режим использования соответствующих земель и градостроительные регламенты соответствующей территории. Разработку таких проектов организуют органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления. Разработка проектов осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков. Основанием для утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон является положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Границы, режимы
использования земель и градостроительные регламенты и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Согласно официальным данным**, представленным Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, на территории области на государственной охране находится 1113 объектов культурного наследия (без учета выявленных объектов культурного наследия), утверждены 594 границ территорий и 528 границ зон охраны объектов культурного наследия.
На сегодняшний день в ЕГРН внесено 360 зон охраны объектов культурного наследия и 326 территорий объектов культурного наследия.
Хочется отметить, что для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также соблюдения вышеперечисленных норм, требований и правил действующего законодательства органам охраны культурного наследия необходимо не только устанавливать границы зон охраны объекта культурного наследия, но и вносить сведения о них в ЕГРН.
*ст. 34 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановление №315 от 26.04.2008г. «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ».
**По состоянию на 10.08.2017.
Материал предоставлен пресс-службой Кадастровой палаты по Новосибирской области.